четверг, 22 сентября 2011 г.

Эпоха, которую мы представляем, является критической.


.


Эпоха 




В последние годы выявлены новые заболевания – нервно-психические, генетические, токсикологические, аллергические и др, распространение которых тесно связано с загрязнением атмосферного воздуха, природных питьевых вод, продуктов питания.
Живые организмы борются с негативными изменениями окружающей среды посредством мутаций. Наиболее быстро приспосабливаются к изменениям среды простейшие организмы. Чем выше их организация, тем медленнее протекают мутации.
Мутации – это изменение генотипа за счет воздействия внешних и внутренних факторов, называемых мутагенами. Существуют 4 основных разновидности мутагенов: химическая, биологическая, психогенная и физическая.
В результате техногенной деятельности человечества количество мутагенов непрерывно возрастает, а, следовательно, увеличивается и количество мутаций, приходящихся в среднем на одно поколение.

Эпоха, которую мы представляем, является критической.

 По эволюционным последствиям ее можно приравнять к глобальной катастрофе, изменяющей облик всего живого на планете.
Выраженным мутагенным действием в атмосфере городов обладают оксиды азота, которые при взаимодействии с атмосферной влагой образуют азотистую и азотную кислоты, а также выбросы дизельных двигателей: бенз(а)пирен, пыль асбеста, диоксины, - образующиеся при неконтролируемом сжигании твердых бытовых и промышленных отходов.
В составе гидросферы наиболее выраженным мутагенным действием обладают соли тяжелых металлов (никель, марганец) и пестициды.
В почве к числу химических мутагенов относятся соли тяжелых металлов и металлоорганические соединения.
Появление детей с врожденными пороками развития может быть связано с воздействием токсических факторов окружающей среды на эмбрион на ранних этапах его формирования.
Действие этих факторов чаще всего осуществляется через организм матери (через плаценту). Роль мутагенных факторов могут играть вирусные инфекции матери, лекарственные препараты, содержащие гормоны, химические соединения с противоопухолевым действием, успокаивающие противосудорожные средства. Фактором риска может стать рентгеновское обследование матери.
В процессе эволюции могут существенную роль приобретать вторичные последствия мутаций, сущность которых можно пояснить следующим примером.
Допустим, что некий химический препарат является совершенно безопасным и безвредным для человека, или его применение исключает возможность непосредственного негативного воздействия на человека. И как следствие, контролю за использованием этого препарата не уделяется должного внимания.
Но этот препарат оказывается сильным мутагеном для некоторого вируса, который сам по себе тоже безвреден для человека.
В результате мутаций вирус начинает видоизменяться, появляется новый вид вируса, уже смертельно опасный для человека. Поскольку период генерации у вирусов очень мал, то этот процесс может происходить быстро– всего несколько лет.

Нечто подобное, видимо, произошло и с вирусом СПИДа. Еще десять-пятнадцать лет назад он был не опасен для человека, но в результате действия неизвестных нам мутагенов стал видоизменяться и, в результате, появилась новая разновидность вируса, который сейчас угрожает существованию человечества.  Но можно предположить, что этим история со СПИДом не завершится

Мы не знаем, под действием каких мутагенов произошло формирование опасной разновидности вируса и что происходит с ним в настоящее время.

Уже появились сообщения о том, что вирус СПИДа продолжает эволюционировать, и не исключено, что он приобретет новые качества, еще более опасные для человека! Возможно, что через некоторое время могут появиться новые разновидности этого вируса, которые будут распространяться не только половым путем или через кровь, что характерно для существующей разновидности СПИДа, но и через насекомых, бытовым путем и т.д.
Человеческий организм должен адаптироваться в сложившейся экологической обстановке.
Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека.
Первый из них - «спринтер», характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок.
Другой – «стайер». Это обратный первому тип.
В северных районах страны среди населения преобладают люди типа «стайер», обладают высокой резистентностью к длительным нагрузочным факторам.
На сегодняшний день врачи выделяют четыре основных фактора, влияющих на наше здоровье: экология, генетика, стресс, и питание. Первые два фактора мы изменить не можем, но можем существенно снизить негативное их воздействие на организм человека. На стресс мы можем значительно повлиять.

Эпоха

Так что же делать человеку в условиях прогрессивно ухудшающейся экологической обстановки?
Население планеты находится в неопределенном состоянии: еще нет заболевания, но уже нет и здоровья. Лучшие умы научного мира все чаще обращаются к Матушке Природе. Она еще может помочь. Поможет плавно, нежно адаптировать наш организм к агрессивной атаке окружающей среды. Мы, конечно, будем мутировать, но это будет протекать менее болезненно для нас.
Люди ищут пути, чтобы своими знаниями, своими руками позволить себе такую здоровую жизнь, которой они достойны. Нам не хватает знаний о том, как обеспечить хорошее крепкое здоровье через сбалансированное питание. Не обязательно быть богатым, чтобы быть здоровым. Высокий уровень знаний позволяет исключить разные экономические возможности каждого из нас, т.е. можно быть бедным и здоровым или богатым и в то же время, не обладая знаниями, - быть больным.
Один мудрец справедливо заметил, что со временем болезни будут расцениваться как следствие извращенного мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и поэтому болеть будет позорно.
Как ни странно, мы не так уж много знаем о здоровье. В нашей стране разных клиник предостаточно. Это хорошо, но их главным объектом являются патологии. Однако давно наступила пора объектом клиник, международных исследований, жизни человека сделать ЗДОРОВЬЕ человека, как ценности, писать «истории здоровья», иметь «паспорт здоровья», а не «карту болезни»; изучать возможности организма, степень его приспособляемости к различным условиям, знать законы здоровья, изучать механизмы саморегуляции человека со средой.

(Отрывок из книги "Экология, здоровье, NSP")